Для выполнения качественного ремонта рекомендуется снять головку блока цилиндров с автомобиля. После снятия детали можно приступать к ремонту. В зависимости от вида неисправности можно разбить ремонт ГБЦ на несколько этапов:
- замена направляющих втулок;
- замена седел клапанов.
Для каждого вида работ есть своя технология и специальные инструменты. Ниже мы расскажем, как выполняется каждый этап, и какие приспособления при этом нужны.
Замена клапанов начинается с рассухаривания. Специальным инструментом (рассухаривателем) выполняется освобождение пружин клапанов от установленных фиксаторов (сухарей). Подобранным по размеру инструментом выполняется сжимание пружины клапана до того момента, когда сухари освободятся и их можно будет извлечь с помощью щипцов, пинцета или телескопического магнита. Затем извлекаются пружины и сами клапаны.
После замены неисправных клапанов выполняется обратная процедура – засухаривание. Для плотного прилегания новых клапанов к седлам делают шарошение (прирезку) сёдел и притирку клапанов.
Отработавшие свой ресурс направляющие втулки подлежат замене. Определить неисправность втулки можно по люфту клапана. Для снятия и замены направляющей втулки клапана используется специальная оправка, с помощью которой втулка извлекается со своего посадочного места. Для удобства снятия и установки втулок желательно нагреть место установки втулки до 100-120 градусов Цельсия. После запрессовки втулки проверяется, насколько свободно ходит стержень клапана внутри втулки. При необходимости, внутренний диаметр новой втулки увеличивается с помощью специальных разверток.
В тех случаях, когда происходит повреждение или прогар седла клапана – выполняется его замена. Седло клапана демонтируется с посадочного места, обычно, путем частичной расточки. После ослабления натяга седло выходит достаточно легко. Далее, устанавливается новое седло – либо родное, либо ремонтное, с увеличенным внешним диаметром. Установка седла выполняется при обеспечении разности температур: само седло охлаждается, а посадочное место нагревается. Такая разность температур дает необходимый зазор для установки седла. После выравнивания температур седла и головки зазор нивелируется и достигается необходимый натяг. В последнее время популярность набрали металлокерамические седла клапанов, имеющие отличную износоустойчивость.
После установки нового седла выполняется его прирезка (подгонка) под клапан. Эта процедура выполняется либо на станке, либо вручную, специальными фрезами – шарошками.